В условиях глобальной интенсивной автомобилизации проблема качественных асфальтированных дорог стала особенно актуальной. Важной задачей является совершенствование организаций и технологий уплотнения покрытий и сооружения оснований. Асфальтирование под ключ требует скрупулезного анализа и подготовки, подлежит учету огромный объем данных и критериев, поэтому методика подлежит обязательному соблюдению. Ключевым моментом является оптимизация состава механизированного звена дорожных катков, укладчиков, транспортировочной техники. Кроме того, следует провести анализ характеристик применяемого асфальтобетона и погодных условий, что существенно влияет на качество, надежность и долговечность полотна, а также продолжительность дорожных мероприятий.
Проведение дорожно-ремонтных работ в городской застройки
Ремонт дорог в городской среде требует учета нескольких ключевых аспектов:
- Ограниченный временной порог уплотнения асфальта (срок, за который привезенный материал подлежит укладке)
- Повышенные требования к плотности покрытия из-за активного движения грузового автомобильного транспорта
- Проблемы устройства на участках с особыми обстоятельствами, включая остановки городского транспорта, выбоины и неровности дороги
- Транспортировка смеси в условиях транспортных пробок, что влечет остывание смеси и может приводить к неравномерной плотности уложенного асфальта
Факторы оценки качества
Качество уплотненных горячих асфальтобетонных смесей оценивается по конечной плотности и однородности. Для достижения надлежащих показателей подлежат учету следующие факторы:
- Тип применяемого сырья и температура
- Погодные условия производства работ
- Состав используемой дорожной технике в звене
- Последовательность прохода статических, динамических и вибрационных катков
- Прочность и конструкция основания

Звено дорожных катков
Формирование отряда дорожных катков, их организация и технология работы основываются на требованиях нормативных документов СНиП 3.06.03 – 85, СП 78.13330.2012. В соответствии с этими требованиями предусматривается наличие трех типов механизмов (статического, вибрационного, комбинированного, пневматического или осцилляционного) для начального, промежуточного и заключительного этапов. Воздействие катков на смесь обычно оценивается их массой, но такой подход не всегда является правильным.
Температура укладываемого АБ
Температурный режим отличается в зависимости от типа применяемого асфальта:
- А — начальная (140 — 160), критическая (80)
- Б — начальная (120 — 140), критическая (75)
- В — начальная (110 — 130), критическая (65)
- Г — начальная (120 — 140), критическая (75)
- А — начальная (100 — 120), критическая (65)
Технология выполнения работ
Работы проводятся в соответствии с утвержденным графиком работы катков, где отображены контактные давления и предел прочности смеси при различных температурных интервалах. Используя рационально подобранные механизмы и режимы, можно достичь качественной стабилизации асфальтобетонной смеси при меньшем использовании спецтехники. На начальном этапе при температуре смеси 125°C, для устанавливается статический режим, на промежуточном этапе при температуре смеси 105…85°C — динамический режим, а на заключительном этапе уплотнения при температуре 85…70°C используется гладковальцовый вибрационный механизм.
















