Магазин – это заведение, предназначенное для получения, хранения и отпуска товаров со склада магазина посредством кассового обслуживания покупателей. Основные функции магазина сводятся к организации бесперебойной продажи товаров. Поскольку магазин осуществляет несколько функций, то площадь заведения делится на разные зоны, предназначены для:
- Приемки и складирования товаров;
- Выставки и показа товаров в торговом зале;
- Движения покупателей по залу;
- Отдыха и приема пищи персоналом;
- Подсортировки и разбраковки товара;
- Организации расчетов покупателей за купленные товары;
- Для администрации и управленческого персонала;
- Техническое помещение и др.
Следовательно, для основной функции – продажи товаров — отводится наибольшая площадь. Вместе с тем, товары, реализуемы в магазине, должны быть выставлены по принципу соблюдения товарного соседства. Например, при продаже рыбы нельзя рядом размещать отдел по продаже сахара, поскольку сахарный песок впитывает влагу и запах. Следовательно, чтобы товары не утратили своих потребительских свойств, их необходимо размещать в торговом зале с учетом товарных признаков. Планировка магазина выполняется с учетом этих требований.
Следующий принцип – это вид используемого торгового оборудования. Существуют такие прилавки, которые можно размещать только у стен, поскольку у них задняя часть открыта. Для удобства работы персонала организаторы торговли подбирают соответствующее оборудование для продажи разных групп товаров. Среди них:
- Торговые холодильники;
- Витрины;
- Горки;
- Вешала;
- Прилавки;
- Тумбы для кассовых аппаратов;
- Подставки под головные уборы;
- Манекены для показа одежды;
- Торговые кронштейны;
- Зеркала и другие виды оборудования.
Следовательно, каждый вид оборудования должен быть поставлен именно на то место, где это наиболее целесообразно с точки зрения показа товара и обеспечения его сохранности.
Следующий принцип – это направления покупательского потока. Движение покупателей по торговому залу должно быть так организовано, чтобы не препятствовать продаже и не мешать выставке товаров. Кроме того, при создании аварийных ситуаций, в зале не должно создаваться помех для быстрой эвакуации людей. Этот тоже необходимо учитывать при технологической планировке торгового зала.

















