Архитектурное освещение

0
585

Архитектурное освещение – активно развивающееся направление светодизайна, задача которого создавать эффектные художественные световые композиции на различных зданиях и сооружениях. Многие объекты благодаря правильной подсветке в темное время суток выглядят даже оригинальнее и красивее, чем днем. В этой статье: в каких областях развивается данное освещение, как его проектируют, в чем особенности его основных приемов и какие светильники используют для реализации идеи светодизайнера.

Применение архитектурного освещения

Архитектурная подсветка, использованная впервые в начале ХХ века, сегодня является настоящим искусством и развивается в трех основных направлениях:

  • Подсветка фасадов зданий, сооружений. Помогает создавать красивое городское «лицо». Для коммерческих объектов, например, моллов, баров, ресторанов, также выполняет функцию привлечения посетителей: игра света неизменно приковывает взгляды, а значит, становится незаменимым маркетинговым инструментом.
  • Световое оформление частных домов, коттеджей. Работает как украшение для интересных по конфигурации и отделке строений. Также эффективно в качестве охранной системы – хорошо освещенный дом меньше привлекает злоумышленников.
  • Подсветка памятников истории, архитектуры, культуры. Необходима для привлечения внимания, формирования у человека правильного эстетического восприятия.

Основная задача архитектурной подсветки – украшать, удивлять, создавать благоприятную психологическую атмосферу, но у нее есть и вполне прагматичные функции. Во-первых, она обеспечивает хорошую видимость вокруг объекта. Во-вторых, повышает безопасность нахождения в пешеходных зонах. В-третьих, объединяет сооружения в общую архитектурную композицию.

Проектирование архитектурно-художественного освещения

Создание архитектурной подсветки конкретного здания, строения начинается с подготовки дизайн-проекта. Он включает 3D-модель, технические расчеты, подробное описание пошаговой реализации дизайнерской идеи. Чтобы организовать подсветку, которая идеально дополнит объект, на стадии проектирования специалисты принимают во внимание несколько факторов:

  • Локацию объекта, его значимость в общей архитектурной картине города. Очевидно, что яркое, динамичное освещение ТРЦ будет отличаться от деликатной, хоть и выразительной подсветки старинного собора.
  • Габариты, фактуру, цветовую гамму облицовки, стиль строения. Концепция освещения определяется архитектурным стилем самого сооружения и не должна ему противоречить.
  • Световое окружение объекта. В расчет берут наличие рекламных баннеров, уровень освещенности зданий, расположенных поблизости, характер общего освещения улицы и даже блики от фонарей по-соседству.
  • Углы и расстояние, с которых наблюдается строение. Это помогает создавать подсветку, которая выделит достоинства, видимые со всех сторон.
  • Допустимость монтажа конкретных видов осветительных приборов. Например: прожекторы нельзя располагать на объекте, расположенном близко к пешеходной или проезжей части, чтобы не ослеплять людей, попадающих в зону его свечения.

Проектирование проводится вместе с организацией осветительной системы дорог и опирается на ряд нормативных документов. Согласно ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398, к наружному освещению городских объектов предъявляется ряд требований:

  • Уровень яркости. Для гладких, монохромных фасадов яркость должна быть 0,3 UL, для рельефных, полихромных – 0,2.
  • Цветовая температура. Для объектов с «холодными» поверхностями температура должна быть в пределах 4000-6000 К, с «теплыми» – 2200-3500 К.
  • Многоцветные объекты должны освещаться светильниками с индексом цветопередачи от 80 Ra.
  • Степень защиты ударопрочного, антикоррозийного корпуса светильника от влаги и пыли должен быть не ниже IP65.
  • Приборы мощностью более 150 Вт должны быть оснащены светоэкранирующими устройствами, а если они расположены в поле досягаемости человека, то и декоративными защитными кожухами.

Светодизайнер должен уметь не только эффективно управлять светом и тенью, но и создавать экономически выгодные проекты. В этих целях и для реализации любой идеи подойдет светодиодная подсветка (LED). Диодные устройства – долговечные, простые в установке и эксплуатации, потребляют минимум электроэнергии, устойчивы к резким перепадам температур, безопасны. При этом они мощные и обладают широким художественным потенциалом: разные цвета и технологические решения помогают создавать любые световые эффекты.

Виды архитектурного освещения

Среди самых распространенных видов или же приемов декоративного освещения зданий в городе выделяют:

  • заливающее;
  • локальное (зональное, акцентное);
  • фоновое (силуэтное);
  • контурное;
  • «световой фасад»;
  • динамическое.

Рассмотрим каждый вид детальнее.

Заливающее

Подразумевает равномерное освещение всего объекта – это придает ему величественность, подчеркивает значимость. Идеальна для отдельно стоящих красивых строений оригинальной формы, например, уникальных культурных сооружений, церквей.

Заливающий свет часто используют при оформлении административных зданий, торговых центров: стены заливают одним светом, а вход другим. Эти «световые ворота» привлекают посетителей, как бы зазывая пройти внутрь.

Не подойдет этот тип освещения, если строение обычное, ничем не примечательное или имеет явные дефекты. Также нельзя ставить «заливку» для жилых домов, гостиниц – там, где ночью находятся люди, ведь направленный свет будет слепить, проходя через окна.

Декоративный заливающий свет создают прожекторы, которые устанавливают по периметру на расстоянии от объекта.

Локальное

Устанавливают для подчеркивания какой-то зоны или эффектного элемента фасада. Например, красивых оконных проемов, карнизов, изящных балконов, ажурных решеток, лепнины. Также зональная подсветка уместна на сооружениях с гладкой, отражающей отделкой.

Зональное освещение можно применять на любых зданиях, независимо от их локации. Оно характеризуется минимальными затратами электроэнергии, поэтому распространено больше других видов.

Реализуется небольшими мало-, среднемощными настенными светильниками с мягким рассеянным светом, которые устанавливают около подсвечиваемой детали, или линейной LED-подсветкой. Важно, чтобы акцентные светильники не портили фасад: цвет корпуса должен быть близок по цвету к стенам.

Фоновое

Создает загадочный образ объекта: видны только очертания, без деталей. Суть – создание светящегося фона, на котором стоит затемненное сооружение, но с четкими, сильными чертами. Актуально силуэтное освещение для замков, дворцов, театров, больших строений с колоннами.

Фоновая подсветка создается мощными прожекторами заливающего типа – их устанавливают позади объекта и направляют ему «в спину».

Контурное

Подсвечивает контуры здания, его главные «изгибы» – углы, фризы, арки, эркеры, линию кровли. Хорошо подходит, если нужно подчеркнуть нестандартный силуэт. Реализуется гибкими неоновыми и светодиодными лентами, трубками, гирляндами.

Контурная подсветка – основа праздничного освещения, городского и частного. Без нее не обходится ни один значимый государственный, светский или религиозный праздник: Новый год, Рождество, Международный женский день, День народного единства, Пасха и пр.

«Световой фасад»

Этот метод применяют для зданий, чьи фасады сделаны из пластика или стекла. Суть его в том, что светильники устанавливают внутри здания, направляя их лучи на фасад. Так получаются разнообразные статичные и динамичные световые эффекты, «льющиеся» изнутри.

Используется при оформлении торговых, развлекательных, бизнес-центров. Во избежание ослепления водителей и пешеходов нельзя использовать в зданиях, стоящих на центральных улицах. Хорош в качестве праздничной подсветки.

Динамическое

Система, в основе которой – синтез оттенков, изменение их цветов, яркости. Она часто применяется для оформления не только фасадов домов, но и фонтанов.

Цветодинамика создается управляемыми прожекторами, светодиодными лентами, точечными светильниками: источники света включаются/выключаются в заданной последовательности. Может менять образ сооружения в зависимости от:

  • времени года или суток;
  • музыкальных тактов;
  • погоды;
  • конкретных запрограммированных системой событий и т.п.

Динамическая подсветка зданий и фасадов бывает заливающей, контурной, акцентной, ее могут использовать при обустройстве «светового фасада».

Светильники для художественного освещения

При выборе светотехники для организации декоративного освещения нужно опираться на два главных параметра: форму светового луча, угол излучения. По этим признакам источники света делят на:

  • Точечные модели (60-120°). Необходимы для светового оформления декоративных деталей на фасадах: лепнины, барельефов и т.п.
  • Линейные модели (45-120°). Нужны для установки на длинных архитектурных элементах: карнизах, фронтах, молдингах.
  • Приборы направленного света – прожекторы (8-90°). Хороши для точечной, линейной, заливающей подсветки больших территорий, объемных объектов, оконных проемов, колонн – все зависит от размеров, количества светотехники. Самые популярные, удобные в использовании модели – с поворотно-выдвижными монтажными скобами, которые позволяют регулировать дистанцию установки, направлять луч в нужную сторону. К таким относится архитектурный прожектор Dragon-M W-16.

Самостоятельно, без профессиональной помощи, организовать художественное освещение сложно. Если же хотите попробовать, то лучше начинать с малой площади, небольшого дома. Помните, что фасадная подсветка не может концептуально отличаться от ландшафтной. И что гладкая облицовка отражает свет, а шероховатая его поглощает.